На главную

Андрей Ургант: «Очень люблю нюхать кофе»

Известный актер и телеведущий Андрей Ургант недавно предстал перед петербуржцами в совершенно новом качестве. В кофейне книжного клуба «Буквоед на Восстания» он представил свой сборник стихов «Автопортрет на лошадке», подчеркнув при этом, что не считает себя ни поэтом, ни писателем.

- Это некие размышления о жизни, шалости, баловство, то, чем я занимался, в частности, в армии вместо того, чтобы пить чифир. Надо сказать, что мы с другом служили во внутренних войсках. Правда,  охранять нам никого не приходилось, поскольку мы сразу попали в военный ансамбль. Моего товарища скоро перевели, и он рисовал портреты вождей, писал лозунги и тексты на повязках, которые мы носили, когда дежурили на больших съездах военных Северо-Запада. Кстати, у всех солдат на красных повязках было написано «Пост №1», «Пост №2», а у меня «Ургант», но на это никто не обращал внимания…

- Помните, когда появились Ваши первые стихи?

- В основном я их написал до 23 лет, будучи студентом театрального ВУЗа, сидя на лекциях. Когда нам было скучно, мы переписывались с сокурсником.

- Книга посвящена Вашим детям…

- Все, что я делаю в жизни, посвящается моим детям, маме, а теперь еще и внукам.

- Андрей, как складывается Ваша театральная карьера?

- Когда-то, больше 10 лет назад, я ушел из муниципального театра, потому что не видел никаких перспектив ни для себя, ни для театра. После этого начал что-то писать, придумывать капустники и театральные выступления, долго работал, и до сих пор работаю на эстраде в качестве ведущего.

На сегодняшний день я занят в двух антрепризных проектах – один называется «Двое других» по произведению моего любимого писателя Аркадия Аверченко «Подходцев и двое других». В постановке, помимо меня, роли исполняют Алексей Кортнев, лидер группы «Несчастный случай», и Максим Леонидов. «Двое других» – очень тонкая и достаточно печальная история, что выдает в Аверченко, на мой взгляд, человека умного и переживающего за все происходящее в окружающем мире. Добавьте к этому колоссальное остроумие, изысканность форм, великолепный русский язык и т.д.

Второй спектакль, который также вышел в нашем агентстве «Театр Дом» - веселая комедия по пьесе «Супница». В ней из известных широкой публике артистов заняты Нина Усатова и Зоя Буряк.

- Не собираетесь ли своим замечательным трио с Максимом Леонидовым и Алексеем Кортневым сделать еще что-нибудь?

- Хотим, ищем материал. Но у Максима родился второй ребенок, долгожданный сын, которого назвали в честь папы Максима. Ему всего несколько месяцев, а старшей дочке почти четыре. Макс не покидает семью ни на секунду. И если и уезжает куда-нибудь, только исключительно для того, чтобы заработать немного денег, все это привезти домой и тут же засыпать семью подарками.

А у Лешки, в отличие от нас, пятеро детей, которые его уже не отвлекают. Поэтому он готов репетировать, когда угодно, где угодно и с кем угодно, в частности, с нами. Так что, если найдем материал, будем работать.

- Не буду спрашивать, какая театральная работа Ваша любимая…

- Я не могу не любить своих театральных работ, последнее время особенно. Ведь я себе позволяю выходить на сцену только тогда, когда мне этого хочется. И это большое счастье. Я не могу пожаловаться на театр. Меня не назначали на те роли, которые мне не нравились или которые у меня по каким-то причинам не получались. Такое произошло в моей жизни единственный раз. В молодежном театре на Фонтанке я был назначен в очень сложную пьесу Вампилова «Утиная охота» на роль Саяпина. Вообще не хотел играть в этой пьесе, тем более Саяпина, но в итоге все-таки заставили. В результате, меня выгнали из театра за профнепригодность. И когда я понял, что профнепригоден, стал заниматься собой сам.

- Как говорила Раневская, сыграть плохую роль - все равно, что плюнуть в вечность…

- Она говорила это о кино. Спектакль же, к сожалению, не вечен. Наше искусство начинается тогда, когда занавес открывается и заканчивается, когда он закрывается. Даже, если постановка снята на видео или фото, это не фиксация. Кино – нечто совсем другое. Его можно тиражировать. И если ты обделался с головы до ног, то это увидит вся страна, а то и весь мир. Вот это и называется плюнуть в вечность.

Для театра же идеально, когда 100 человек в зале. Тогда реально тонкие вещи себе позволять, играть очень изысканно, точно, мелко и подробно, как бывает в жизни. Другое дело, когда выходишь в зал на полторы тысячи. Энергетика немного иная, зал по-другому тебя захватывает. Зрители точно также участвуют в спектакле, как и артисты. И если этого контакта нет, если люди, сидящие в зале, не являются сотворцами спектакля, значит, нет театра. Ведь для этого в театр и приходят, чтобы стать создателями спектакля, и чтобы поплакать или посмеяться.

- А были ли у Вас неудавшиеся роли?

- Да, как раз когда я сыграл Саяпина. Это было не просто плохо, а чудовищно. Случись такое в кино, я, наверное, не отмылся бы никогда. И я себя успокоил себя лишь тем, что только очень талантливый человек может себе позволить такое (улыбается).

- Не многие актеры могут так открыто говорить о своих неудачах…

- Я хитер, роль Саяпина - моя единственная неудачная работа (улыбается). Все остальные были глубокими и успешными, как и в кино, хотя снимался я мало.

- С каким чувством играли Жоржа Бенгальского в фильме «Мастер и Маргарита»?

- С ужасом. Не хотел я этого делать, потому что не считаю, что данный роман требует экранизации или сценического воплощения. Не знаю, что надо делать. Либо мультфильм, либо кукольный спектакль. А лучше остаться с книгой один на один и спокойно ее прочитать. Правда, с возрастом я начал переоценивать и самого Михаила Афанасьевича и этот его роман. Уж больно много обиды, досады и гордыни в нем.

Так, например, фразу: «Никогда ничего не просите, особенно у того, кто сильнее вас, сами предложат, и сами все дадут, - сказал Воланд», я понимал буквально. Всегда восхищался ей и думал «Я ведь так и живу! Никогда ни у кого ничего не прошу».

И вот в передаче «Встречи на Моховой» процитировал любимую фразу Альберту Филозову, а он говорит: «Что тут такого? Этим не надо восхищаться. Если ты о чем-то попросил у человека, это знак твоего высокого доверия и уважения к нему, а не унижения».

Потом как-то позвонил своему знакомому доктору: «Почему Вы мне не звоните? А вдруг со мной что-то случилось?». А он мне в ответ: «Если с тобой что-то случилось, позвони мне, расскажи, что произошло, и я тебе помогу. И это будет для меня знаком твоего высочайшего уважения и доверия ко мне. Я все для тебя сделаю».

И я почти изменил свой взгляд на роман «Мастер и Маргарита», не умаляя его художественных достоинств, потому что написан он гениально.

- Андрей, будучи артистом театра, Вы нередко выступаете в качестве конферансье…
 
 - Когда веду программы, конферирую мероприятия (хотя конферансье – давно ушедшая, прелестная профессия), мне важно найти контакт с аудиторией. Именно поэтому и соглашаюсь на такую работу. Никто ведь не знает, как себя поведут гости. Как правило, это застолье, что создает еще некоторую сложность. Многие артисты вообще отказываются работать за столами. Я никогда не отказываюсь. Мне всегда любопытно, смогу ли захватить зал, увлечь их какой-то историей, в то же время, дав им отдохнуть и отметить свой праздник.

- Андрей, а что дают Вам встречи с публикой?

- Мне интересно поделиться своими сокровенными мыслями. Мы с друзьями редко стали собираться компаниями. В связи с почти полным исчезновением алкоголя  из моего дома, резко уменьшилось и количество товарищей, которые ко мне приходят. Но это ни о чем не говорит. Они по-прежнему остались моими товарищами.

Просто раньше для нас, тогда двадцатилетних, альтернативы не существовало. Было много портвейна и слез по поводу того, что не дают работу. Сейчас время другое. Я нашел альтернативу и сразу отказался от портвейна, водки и других спиртных напитков, а также от сигарет, которые никогда в жизни не пробовал. А мой сын попробовал все перечисленное и тоже отказался. Когда об этом заходит речь, он отшучивается, говорит: «Я слишком люблю водку, чтобы ее пить», и я ему верю. Он выглядит великолепно, находится в отличной спортивной форме, несмотря на то, что, его работа – поверьте, тяжелейший физический труд, даже притом, что заказов на нас сейчас стало меньше.

- Андрей, чувство юмора, которым отличаетесь Вы, Нина Николаевна (Ургант – авт.), Иван, врожденное или благоприобретенное? Его возможно в себе воспитать или оно передается исключительно с генами?

- Да, чувство юмора, как и вкус, можно в себе воспитать. Но есть разница между чувством юмора и остроумием. Чувство юмора складывается из количества прочитанных книг, цепкой памяти, когда помнишь много смешных рассказов, веселых историй, анекдотов, которые рассказываешь - умело, к месту и красиво. Чувство юмора - это умение ориентироваться в ситуации – не позволить себе ничего лишнего и, в то же время, всегда быть в центре внимания, когда тебе нужно. Только надо выучить, что такое хорошо, как говорил Маяковский, и что такое плохо. Тогда не будешь делать ошибок.

Остроумие – это врожденная способность посмотреть на явление, на человека, на событие, на художественное произведение с неожиданной стороны. И тогда это вызывает восхищение. Если же остроумный человек еще и обладает чувством юмора – хорошо. Существуют же люди, у которых, есть, например, BMW и LAND ROVER.

- В одной из телевизионных передач хвалили Ивана за «интеллигентный юмор». Как бы оценили его Вы?

- «Интеллигентный» - слово, которое придумали в России. В Англии у него совершено другое значение. На мой взгляд, интеллигент – это человек, не способный принять самостоятельного решения, либо поступить адекватно в ситуации, требующей быстрой реакции. Другое дело, если под словом «интеллигентный» понимать корректный, непошлый. Пошлость – это глупость, сказанная вслух. Я себе один раз в жизни позволил сказать пошлость. И помню это до сих пор. Мне тогда было лет двенадцать. Друзья моей мамы, в отличие от нее самой, часто выезжали заграницу и привозили мне оттуда джинсы, жвачку, и прочую ботву, которая тогда ценилась на вес золота. Наличие джинсов на мальчике означало степень высочайшего достатка в семье. Даже может быть иногда большей, чем наличие автомобиля. И вот я, жуя жвачку, в джинсах вышел во двор. Там стояли мальчишки младше меня года на три. Я достаю пачку жвачки и  говорю им: «Угощайтесь». Они меня спрашивают: «А где ты ее берешь?». И тут я сказал известную фразу: «Хочешь жить, умей вертеться!». Вот что такое пошлость. Пошлость – это расставаться с женщиной, и, уходя, отвернуть от дверей антикварные ручки, даже если ты их и покупал или забрать книги из библиотеки, которые неизвестно кто подарил. Этот человек не мерзавец, не грабитель и не сволочь. Он не «не мужчина». Он - пошляк.

-  А как вообще относитесь к тому, что делает Ваш сын?

- По-разному. Я восхищаюсь его цепким умом, его трудолюбием. Он абсолютно правильный человек, нацеленный и заточенный только на работу и теперь, естественно, на семью. Он всегда хотел быть богатым и знаменитым. И он им стал. Свою работу Иван делает хорошо, и пока ни в чем позорном замечен не был. Но у каждой медали есть две стороны. Смотрю «Прожекторпэрисхилтон» и вдруг ловлю себя на мысли, что мне не смешно. Сначала думаю, что отстал, а потом понимаю - идет перенасыщение информацией. Ребята преуспели в образовании. Ваня, например, очень много читает, мы с ним постоянно друг другу советуем, что нужно прочитать. Я ему посылаю одно название, а он мне в ответ десять.

Вообще, они все очень талантливые, поэтому их распирает, они начинают жонглировать словами, фактами, понятиями, придумывать какие-то интересные логические связки. В результате это превращается в игру ума, и я не понимаю, для чего это нужно. Я хочу видеть цель, а ее пока нет, но, может быть, они выросли в такой обстановке, что цели себе пока никто не ставит. А может быть это связано с той ситуацией, сложившейся в нашей стране и в нашей работе, которой мы занимаемся.

Что касается работы Ивана в «Смаке», то он и сам говорит: «Это моя любимая программа». В «Смаке» спокойная обстановка. Он и сам пристрастился готовить. Ему это нравится, дома запекает блюда. Насмотрелся, как надо шинковать. Правда, все это детский лепет. Вот если бы меня пригласили в программу, я бы показал, как надо шинковать.

А игра слов, псевдопереводы, которые он использует в программе - тоже старинные штучки. Все это впитано с молоком отца.

- Андрей, от спиртных напитков Вы, по собственному признанию, отказались, а кофе пьете?

- Кофе меня как-то совсем миновал. Я очень люблю его нюхать. Пью только очень ароматный и вкусный кофе. Происходит это где-нибудь не у нас в стране. Знаете, когда идешь, например, по парижскому бульвару, и весь он буквально пропитан запахом такого кофе, что не удержаться. Не понимаю, как они этого достигают. Я не знаю, что у нас из кофе выкачивают,  но он здесь почему-то так не пахнет. Даже когда в Финляндии, которая находится совсем рядом, покупаешь растворимый кофе, он и то вкуснее. Так говорю не потому, что я не патриот нашей родины. Я патриот, но кофе там пахнет по-другому.

- И последний вопрос: есть ли у Вас принцип, которому Вы следуете на протяжении всей своей жизни?

- Стараюсь не врать и не воровать. Не воровать получилось. Во втором направлении я работаю. Во всяком случае, вру все меньше и меньше. Мне кажется, что единственно правильной формой существования на сегодняшний день является сохранение чувства собственного достоинства.

Фото: Максим Шадрин www.shadrin.net

 

 

 

 


Вернуться к списку Обсудить в гостевой книге

КОФЕЙНЫЕ НОВОСТИ

04 декабря 2015

«СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА 2015» взойдет с 5 по 6 декабря

Уже в ближайшие выходные в Санкт-Петербурге в восьмой раз пройдет Международный Кубок Бариста «Северная Звезда». Любителей кофе ждет настоящий кофейный марафон на территории арт-пространства Welcome loft (Невский пр., дом 48, 3-й этаж) – в течение двух дней все желающие смогут набллюдать за открытыми соревнованиями тех, кто сделал приготовление кофе своей профессией и частью жизни.


Подробнее...

25 октября 2015

В Театре Эстрады представят "Кабаре "Медведь"

Совсем скоро, 30 октября, на сцене Театра Эстрады зрители увидят, без преувеличения, уникальный спектакль "Кабаре "Медведь". Он познакомит с историей эстрадного жанра - от зарождения до современных реалий.


Подробнее...

08 октября 2015

Жанна д'Арк на сцене Театра Эстрады

Уже в ближайшую пятницу, 09 октября, в петербургском Театре Эстрады, зрители увидят удивительный по своей атмосфере и настроению спектакль "Легенда о Жанне д'Арк". 


Подробнее...

26 сентября 2015

«Два рояля» зазвучат в Театре Эстрады

Сегодня, 26 сентября, в Театре Эстрады имени Аркадия Райкина с концертной программой "ДВА РОЯЛЯ" выступит народный артист России, знаменитый джазовый музыкант и композитор Давид Голощекин.


Подробнее...

" preview=