На главную

Владас Багдонас: «Раньше я пил кофе ведрами»

Отелло и Пиросмани, Фауст и Сальери в театре Эймунтаса Някрошюса «Meno Fortas». На киноэкране -  репортер в знаменитой «Американской трагедии» по Драйзеру и доктор в «Доме дураков» Кончаловского. А были еще роли в фильме Элема Климова «Иди и смотри», в ленте Балтазара Кормакура «Прогулка на небеса». И это далеко не полный перечень…

…Таков творческий диапазон Владаса Багдонаса, который стал популярным еще в советские времена. В конце июня на сцене театра-фестиваля «Балтийский Дом» в нашумевшей постановке Йонаса Вайткуса «Дрозд черный» этот знаменитый литовский актер снова сыграл одну из главных ролей. А накануне он встретился с петербуржцами в кофейне книжного клуба «Буквоед» на Восстания» и дал интервью для нашего портала.   

- Г-н Багдонас, какие свои роли Вы считаете самыми удачными?

- Это Пиросмани, первая для меня в театре Някрошюса, и Отелло - роль близкая и по теме, и по исполнению.

- Расскажите, пожалуйста, как создаете образы…

- У меня свой, особый, может и неправильный, подход. Я всегда ищу точки опоры, ищу «точки вины» героя и пути искупление этой вины - через партнерство, через человека, который со мной общается на сцене.

- Някрошюс, Вайткус, Нюганен… Кто из этих режиссеров Вам ближе?

- Это не секрет. С Някрошюсом мы работали с моего первого дипломного спектакля. И потом во всех его постановках я играл, причем чаще всего главные роли.

- Нашли взаимопонимание?

- Мы оба тихие, молчаливые люди. Он молчалив в процессе режиссуры, а я молчалив при выполнении актерских задач. Особенно противиться этим задачам не хочу, потому как знаю, что они всегда интересны. Някрошюс очень часто помогает актеру сделать его работу, ставит актера, казалось бы, в неудобное положение. Однако с точки зрения эмоций оно удобно.

- В свое время было много литовских актеров, популярных не только у себя на Родине, но и в России. Как Вы объясните тот факт, что Литве удалось воспитать так много по-настоящему талантливых артистов?

- Этот феномен, возможно, больше связан с паневежисскими актерами. Элита вышла из театра Мильтиниса. В их числе Банионис, Масюлис (хотя Адомайтис и Будрайтис из других театров). Банионис, например, думает, что паневежисская школа – самая главная в Литве. И до сих пор он считает лучшим литовским режиссером всех времен именно Милитиниса. Правильно делает. Это его мнение, и он должен его придерживаться. Возможно, причина еще и в том, что россияне темпераментнее. А литовцы всегда были сдержанными, интеллигентными. Приезжали хорошо одетыми, в костюмах, делали свою работу тихо, спокойно, без напряжения. Правда сейчас с уходом большой плеяды актеров со сцены и экранов, новых кинематографических личностей не появляется. Но я надеюсь, что это временно. Кстати, не исключено, что причина кроется в существовании границ. Возможно, менеджмент не работает - у нас нет агентов, которые бы занимались актерами…

- Г-н Багдонас, многие театральные актеры постоянно играют роли в кино. Вы впервые появились на большом экране в 1977 году, однако снимаетесь не так часто. Почему?

- Не могу сказать, с чем это связано. Действительно, с одной стороны, у меня не много ролей, с другой стороны, в прошлом году их было сразу три. Причем у интересных режиссеров. Например, я сыграл у Алексея Учителя в фильме «Поезд», в картине Сергея Урсуляка «Исаев», а также в ленте белорусского производства «Снайпер. Оружие возмездия» у Александра Ефремова. Удивительно, но у меня бывают шестигодичные перерывы в кино, а потом, вдруг, пригласит, скажем,  Кончаловский. Может быть, это происходит, потому что в Литве сейчас кино вообще почти нет. А если и снимают фильмы, то «локальные». У нас развалилась киностудия. Не знаю, по каким причинам, но кино у нас очень ослабло. Частные лица пытаются его оживить различными способами. Вручаются какие-то премии, статуэтки. Однако выделяют режиссеров и актеров, которых зритель еще не видел. И даже критики их не видели. Один-другой посмотрел, и вот тебе уже приз. Но, может, мы таким способом поднимем кино. Сейчас государство дает на него мало денег. Наверное, считается, что оно не рентабельно. Словом, кинополитика в Литве очень неправильная. И если так будет продолжаться, то литовское кино, которое в свое время было очень хорошим, умрет.

- Актеры, с которыми Вы снимались, сплошь признанные звезды. Режиссеры тоже в рекомендациях не нуждаются. Так, может быть, ситуация с Вашими перерывами в кинокарьере – Божий промысел?

- Думаю, мне действительно везет. Тем более что я не считаю себя киноактером. У этой профессии совсем другая специфика. Об этом говорят все. Даже притом, что я редкий гость в киностудиях лучшие режиссеры, почему-то, заботятся о моей кинокарьере. Данный факт меня очень радует. И в этом я вижу смысл своей кинодеятельности. Безусловно, с хорошими режиссерами и актеру легче работается. Признаюсь, что иду сниматься не в какой-нибудь «пустышке», а в ленте, которую будет смотреть не только российский, но и мировой зритель. Это для актера тоже важно. Мне было очень интересно встретиться и поговорить с лауреатом «Оскара» Форестом Уитакером, когда я играл маленькую роль у исландского режиссера Балтазара Кормакура. Правда, у нас было мало времени для общения - у Уитакера в «Прогулке на небеса» довольно большая роль, на которой он сконцентрировался. Но его очень интересовал литовский театр. В общем, беседа получилась приятной. И в этом смысле мне тоже везет. Понимаю: придет день, и я встречу какого-то человека, которого я давно люблю как актера. Конечно, неожиданностью стало то, что  Кончаловский пригласил меня на роль доктора. Но особенно я был рад встрече с Элемом Климовым. «Иди и смотри» - сложная работа, и, по-моему, очень сильная. Балтазар Кормакур сказал, что это самый лучший военный фильм, который он когда-либо видел. Может быть, именно поэтому и позвал меня в свою картину «Прогулка на небеса» («A Little Trip to Heaven»)? Ведь я участвовал в ленте, которая произвела на него такое сильное впечатление.

- Сейчас Вы заняты в каких-нибудь кинопроектах?

- Да. У того же Александра Ефремова играю в фильме «Покушение» отца главной героини, немца по происхождению.

- А в театре?

- Йонас Вайткус собирается ставить в Русском Театре пьесу «Эндшпиль» и он предложил мне главную роль, но мы еще не начали работу над спектаклем.

- Вы хотели бы поработать с российскими театральными режиссерами?

- Конечно, но пока предложений нет. (Улыбается. – Авт.)

- Кстати, а Вы всегда стремились стать актером?

- В детстве я точно ни о чем таком не мечтал. До шестнадцати лет даже и не думал о данной профессии. Но актерствовать я впервые попробовал именно в этом возрасте. Друг попросил, чтобы я с ним вместе походил. Так я познакомился с самодеятельностью в народном театре. Сыграл там пару ролей. К слову, обычно, когда педагоги узнают, об игре в самодеятельных театрах, то решают, что ты уже испорчен, не нужен. Однако на меня не посмотрели как на испорченного и приняли без особых претензий. Даже педагог, у которого я потом учился, пришел на мой последний спектакль в народном театре, после чего сказал: «Ты довольно крепко держал в руках театральный флаг».

- Есть два типа актеров: одни играют любые роли, другие их придирчиво выбирают, от многого отказываются…

- Считаю себя актером с довольно счастливой судьбой. Я очень мало играл в эпизодах, в массовке. Мне всегда давали главные роли. Хотя были среди них, безусловно, и неудачные. Есть две-три роли в театре, о которых не хотелось бы вспоминать. Правда, в плохих спектаклях. Да и режиссеры, их ставившие, были слабые. А так, мне удавалось найти общий язык с самыми лучшими представителями этой профессии. И с Нюганеном, и с Някрошюсом, и с Вайткусом, и с Шурмеем, который поставил в каунасском музыкальном театре спектакль «Грек Зорба», где я, кстати, тоже играю главную роль. Все эти театральные режиссеры знают свое дело, понимают, зачем им занимаются. А мне всегда приятно встречаться и работать с такими людьми.

- Г-н Багдонас, расскажите, пожалуйста, чему Вы посвящаете свободное время…

- Когда-то я очень любил играть в теннис. Не говорю о том, что чего-то достиг, но, во всяком случае, ракетку держать научился. Мне всегда нравилось перебрасывать мяч через сетку. Еще люблю пожить где-нибудь в усадьбе, рыбу потаскать из озера, половить щуку на спиннинг. Кроме того, вот уже 14 лет преподаю на актерском факультете Вильнюсской Консерватории, выпустил четыре курса.

- Что Вы цените в окружающих, и какие качества не принимаете?

- Я побаиваюсь и стараюсь держаться в стороне от агрессивных людей, не пересекаться с теми, кто обладает очень сильной энергией, поглощающей другого человека. Были случаи, когда встречался с энергетическими вампирами. И хотя особых последствий после такого общения ни в теле, ни в душе не ощущаю, но это довольно могучая сила, с которой трудно бороться, а у меня нет таких способностей.  Если говорить о том, какие качества ценю в людях, то это открытость, наверное, наивность. У актера вообще должен быть наивный взгляд на жизнь, на человека, на собеседника, на партнера, на происходящее. Если мы уйдем от этого, то сами себя испортим. А еще для человека важно оставаться добродушным и доброжелательным.

- А если говорить о том, что не приемлите…

- Я бы запретил смертную казнь. Человек должен жить в гармонии с другими людьми, и не должен их ненавидеть. Нужно пытаться отыскать пути к общению, найти себе равного партнера и в разговорах, и в спорах, и в работе, и в жизни. Человеку следует стремиться к гармонии с природой. Вообще очень важно приблизиться к ней. Чем дальше, тем больше мы своим материальным взглядом на жизнь портим и свое будущее, и будущее своих детей. Надо уходить от  этого.

- Г-н Багдонас, а как бы Вы  ответили на вопрос о своем самом главном положительном качестве?

- Мне трудно судить о собственных достоинствах. Если говорить о театре, то, кажется, я узнал, что такое актерство. Не досконально, безусловно, но знаю, что представляет собой эта профессия, что она дает и с чем связана. Я говорю, что нет трудных актерских задач, если знаешь, что делаешь. Кроме того, считаю, и все время объясняю это своим студентам, что от работы нужно получать удовольствие. И только. Твоя профессия должна тебя радовать. А когда она будет радовать тебя, то будет радовать и зрителей.

- А у Вас есть какой-нибудь девиз, с которым идете по жизни?

- Да, есть. И звучит он так: «Не делай того, чего очень хочешь, а всегда делай то, чего не хочется». Следую ему, и у меня как-то все сбывается. Особенно в работе.

- ?!

- Взять хотя бы пьесу  «Дрозд Черный». Сначала мне не хотелось в ней играть, но потом заставил себя посмотреть на нее по-иному. В то же время, были театральные постановки, где хотел сыграть, а потом подумал и понял, что это совсем пустое дело - мы никак не можем договориться с режиссером, не получается найти общий язык. Так что, может мой девиз и неправильный, но он мне помогает.

- И, напоследок, наш традиционный вопрос. Как Вы относитесь к кофе?

-  Раньше я пил его ведрами, а сейчас, в силу объективных причин, приходится себя ограничивать и переходить на чаи.

Фото: Максим Шадрин, www.shadrin.net

 


Вернуться к списку Обсудить в гостевой книге

КОФЕЙНЫЕ НОВОСТИ

04 декабря 2015

«СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА 2015» взойдет с 5 по 6 декабря

Уже в ближайшие выходные в Санкт-Петербурге в восьмой раз пройдет Международный Кубок Бариста «Северная Звезда». Любителей кофе ждет настоящий кофейный марафон на территории арт-пространства Welcome loft (Невский пр., дом 48, 3-й этаж) – в течение двух дней все желающие смогут набллюдать за открытыми соревнованиями тех, кто сделал приготовление кофе своей профессией и частью жизни.


Подробнее...

25 октября 2015

В Театре Эстрады представят "Кабаре "Медведь"

Совсем скоро, 30 октября, на сцене Театра Эстрады зрители увидят, без преувеличения, уникальный спектакль "Кабаре "Медведь". Он познакомит с историей эстрадного жанра - от зарождения до современных реалий.


Подробнее...

08 октября 2015

Жанна д'Арк на сцене Театра Эстрады

Уже в ближайшую пятницу, 09 октября, в петербургском Театре Эстрады, зрители увидят удивительный по своей атмосфере и настроению спектакль "Легенда о Жанне д'Арк". 


Подробнее...

26 сентября 2015

«Два рояля» зазвучат в Театре Эстрады

Сегодня, 26 сентября, в Театре Эстрады имени Аркадия Райкина с концертной программой "ДВА РОЯЛЯ" выступит народный артист России, знаменитый джазовый музыкант и композитор Давид Голощекин.


Подробнее...

" preview=