На главную

Вадим Яковлев: «К кофе я отношусь безобразно хорошо». Часть 1

Он знал, что будет артистом, и как только пришло время выбирать профессию, не задумываясь, уехал в Ленинград и поступил в ЛГИТМИК, где когда-то учился его отец. Сегодня известный российский актер театра и кино вспоминает об этом факте своей биографии, как о чем-то, само собой разумеющемся. А как иначе, если все твое детство проходит не во дворе, а за кулисами театра…

- Вадим Васильевич, Ваш актерский дебют действительно состоялся очень рано, в 12 лет, было это в 1958 году…

- Даже раньше, по-моему. У меня папа тогда работал в Читинском театре, был заслуженным артистом, довольно известным на периферии в то время. Он играл Ленина, то ли в пьесе «Именем революции», то ли в пьесе «Кремлевские куранты». В одной из сцен происходил диалог Ленина с деревенским мальчишкой, не верившим, что перед ним вождь мирового пролетариата. Когда Ленин снимал кепку, пацаненок, которого я играл, в страхе убегал со сцены. Вот такой была моя первая роль.

 - Свои ощущения от нее помните?

- Честно говоря, ничего особенного не чувствовал. Меня вообще из-за кулис приходилось прогонять, потому что я очень любил проводить там время. Мой отец, кстати, в этом смысле был достаточно суров. Он терпеть не мог, когда детишки актеров мотаются по театру, мешают актерам, бегают за кулисами. Мне он позволял только сидеть за кулисами или в зале и оттуда спокойно смотреть за происходящим на сцене, или в гримуборной. Так что свой дебют воспринимал нормально. Надо было сыграть, сыграл. Ведь вырос-то я в актерской семье.

- А в какой момент Вы решили, что профессия актера – это именно то, чем хотите заниматься всю жизнь?

- У нас в семье по этому поводу и сомнений-то особых не было. Мама – художник, папа – артист. Мой старший брат пошел по маминым стопам, а я по папиным. Не помню, чтобы мучился при выборе профессии.

- Почему поступали именно в ЛГИТМИК?

- В нем учился папа. И здесь тоже не было сомнений. Для себя решил, что буду поступать только в Ленинград. В студенческие годы папы этот ВУЗ назывался Техникум Сценических Искусств и находился где-то на Фонтанке. Так совпало, что как раз, когда папа учился, им дали здание на Моховой. Кстати, сокурсниками отца были Ян, Соколов, Музиль. Собственно говоря, это курс Пушкинского театра. И папу после окончания приглашали в Александринку, но по семейным обстоятельствам ему пришлось уехать на периферию, где он проработал в разных городах всю жизнь

- Вадим Васильевич, когда папа выпускник того же ВУЗа, учиться легче, или к Вам, наоборот, предъявлялись повышенные требования?

- Думаю, Товстоногову, у которого я учился, было все равно, артист мой папа или нет. Да и отношение к профессии актера у меня оказалось несколько иное, нежели у моих однокурсников. К моменту поступления я уже знал, что это за труд и легкой жизни не ожидал. Ведь жизнь периферийного актера - гон. Для того чтобы выжить, областному театру нужно ставить по 9-10 спектаклей в год, а труппа маленькая. С детства помню, как папа сидит на скамеечке, прислонившись к батарее, и вечно учит текст. Как только он приходил с репетиции, сразу начинал учить текст, а вечером играл в спектакле. Потом опять – репетиция-текст-спектакль. И так целыми днями. В общем, жизнь провинциального артиста была очень тяжелой. Вот почему, зная об этом, я к легкому труду и не готовился. Повторюсь, у меня было совсем другое отношение, чем у людей, которые всего этого не знают и прибывают в эйфории. На самом деле – это труд. Конечно, в столичных театрах несколько иная ситуация. Актеры меньше заняты, у них меньше спектаклей, да и труппа больше. Такого гона, как в периферийных театрах, там нет. Кроме того, есть другие возможности – кино, телевидение. Не так давно было радио. Но все равно это труд. И к выходу на сцену или появлению в кадре надо готовиться. Да, есть актеры, которые могут прийти, схватить текст и начать играть. Я так не умею. Это хорошая закваска. Я ее получил в детстве, и с сожалением смотрю на тех, кто этим не владеет и не знает, как и что нужно делать.

- Вы учились у Товстоногова, и могли оказаться в БДТ, но не приняли приглашения…

- Действительно. Так получилось, что с курса, он меня одного брал к себе в театр. Но поскольку у нас уже тогда было два нашумевших по всей России спектакля – «Зримая песня» и «Вестсайдская история». И там, и там я играл очень много. А эти спектакли перешли со всем курсом в ЛЕНКОМ (ныне «Балтийский Дом» - Авт.). Согласитесь, мне было бы неприлично отсоединяться от всех. Мы договорились с Георгием Александровичем, что если станет трудно или возникнет ситуация, при которой захочу перейти в БДТ, смогу это сделать. Он мне тогда сказал: «В любое время, Вадим, я Вас возьму». Товстоногов, кстати, со всеми говорил на «вы». И каждый раз после этого, сколько бы мы ни встречались, он спрашивал: «Не созрели?». А я отвечал: «Нет, мне грех жаловаться, играю много». Плюс ко всему, в те времена в БДТ была такая мощная «обойма» – Юрский, Басилашвили, Стржельчик, Капелян, Лавров. Причем все молодые. Получить роль было нереально. Сколько там хороших актеров не раскрылось, потому что так и не смогли пробиться – все эпизоды, массовки… и кончались как артисты.

- А когда в Вашей жизни появилось кино?

- Первый раз я снялся в роли без слов, в фильме-ревю «Летний дождь», но при этом играл главного героя. В картине звучала прекрасная музыка Пожлакова, а снимал ее замечательный оператор Леонид Волков, который, кстати, был также и сценаристом, и режиссером. Я же просто ходил по красивому Питеру, под красивую музыку и пел голосом Матусова песню. А первым моим художественным фильмом стала двухсерийная картина «Угол падения», где я играл чекиста Костю Осокина. И как пошли после этого чекисты, чекисты, чекисты. Потом началась «полоса» парторгов, которых раньше традиционно играли артисты с «рубленными», суровыми лицами. А я наоборот создал образ мягкого, нормального человека. И кто-то, видимо, решил, что мне надо исполнять эти роли. Только в фильмах, снятых в Белоруссии их было несколько. Потом, после фильма «Долгие версты войны» пошли образы военных. Так что у меня в кино все происходит толчками, полосами.

Продолжение следует…

Фото: Максим Шадрин, www.shadrin.net


Вернуться к списку Обсудить в гостевой книге

КОФЕЙНЫЕ НОВОСТИ

04 декабря 2015

«СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА 2015» взойдет с 5 по 6 декабря

Уже в ближайшие выходные в Санкт-Петербурге в восьмой раз пройдет Международный Кубок Бариста «Северная Звезда». Любителей кофе ждет настоящий кофейный марафон на территории арт-пространства Welcome loft (Невский пр., дом 48, 3-й этаж) – в течение двух дней все желающие смогут набллюдать за открытыми соревнованиями тех, кто сделал приготовление кофе своей профессией и частью жизни.


Подробнее...

25 октября 2015

В Театре Эстрады представят "Кабаре "Медведь"

Совсем скоро, 30 октября, на сцене Театра Эстрады зрители увидят, без преувеличения, уникальный спектакль "Кабаре "Медведь". Он познакомит с историей эстрадного жанра - от зарождения до современных реалий.


Подробнее...

08 октября 2015

Жанна д'Арк на сцене Театра Эстрады

Уже в ближайшую пятницу, 09 октября, в петербургском Театре Эстрады, зрители увидят удивительный по своей атмосфере и настроению спектакль "Легенда о Жанне д'Арк". 


Подробнее...

26 сентября 2015

«Два рояля» зазвучат в Театре Эстрады

Сегодня, 26 сентября, в Театре Эстрады имени Аркадия Райкина с концертной программой "ДВА РОЯЛЯ" выступит народный артист России, знаменитый джазовый музыкант и композитор Давид Голощекин.


Подробнее...

" preview=