На главную

Елена Гудкова: «В моей жизни было много кофе». Часть 1

Наша встреча с известным автором-исполнителем Еленой Гудковой состоялась незадолго до ее традиционного концерта ко Дню рождения. За то время, пока продолжалась беседа, мы успели поговорить на самые разные темы: творчество, музыка, тексты песен и даже кофе. А начали, что вполне естественно, с обсуждения новой сольной программы Елены, представление которой, напомним, очень скоро пройдет 9 октября в Кафе Драмы и Комедии.

- Елена, чем собираетесь порадовать своих поклонников?

- Скажу только, что концерт получится камерный, душевный. Но как именно я его построю, секрет. Может быть, почитаю свои стихи, пообщаюсь со слушателями. Ведь могу за два дня до выступления вообще все переделать.

- Давайте начнем с истоков… В какой момент Вы решили, что Педагогический Институт (ныне Университет) им. Герцена – это хорошо, а музыкальное училище при консерватории – лучше?

- Честно скажу, что в пединститут пошла, потому что абсолютно не знала, куда поступать. А тогда девочки шли либо в театральный, либо в педагогический.  В торговый и в медицинские ВУЗы шли люди с определенными целями. В театральный, признаюсь, поступать побоялась, точнее, не рискнула. Впрочем, я даже тогда еще и не подозревала, что меня интересует не актерская, а эстрадная, музыкальная карьера. Просто не могла в себе разобраться и выбрала педагогический. Я поняла, что не буду учителем, когда  работала старшей вожатой в школе. Хотя с детьми мне было очень интересно и вести предметы тоже, например, природоведение в четвертых классах. Но я поняла, что школа – это не мое. Я осознала,  что могу работать с детьми, как педагог-организатор, а не преподаватель в школе. Песни, кстати, уже тогда начала писать. Вожатская работа меня раскрыла в творческом плане, и я ей за это благодарна. Друзья, помню, мне сказали: «Лена, что ты делаешь? Сколько можно сидеть в вожатых?!». А я же училась в пединституте, и с каждым годом все ближе была к выпуску, к диплому. Представляете, забрала документы, будучи студенткой третьего курса. И неплохо ведь училась, была отличницей. Да и география очень интересный предмет. Я бы путешествовала и путешествовала.

- Что же послужило поводом для резкого поворота в судьбе?

- Я услышала по радио объявление о том, что идет набор в музыкальное училище при консерватории на эстрадное отделение. Даже не подозревала тогда, что такие отделения есть. Причем набирали актерский класс, где готовили не певцов, а артистов музыкального театра и эстрады разговорно-речевых жанров. Нас обучали музыке, вокалу. Четыре курса по программе театрального института. У нас даже педагоги из театрального института преподавали. В общем, я поступила. Не могу сказать, что легко и непринужденно, но поступила.

- Не жалеете?

- Нет, хотя училась тоже сложно – вместо четырех шесть лет - приходила, уходила, но все-таки закончила. Слава Богу, хватило ума закончить и получить диплом.

- А как вообще относитесь к театру?

- В театры, честно говоря, хожу редко. Мало времени. Раньше похаживала в МДТ, реже в БДТ. Восторгаюсь Алисой Бруновной Фрейндлих, как актрисой и как человеком. Театры люблю и хожу на определенного режиссера, постановку или актеров. Побывав на творческом вечере моего друга, актера молодежного театра Владимира Маслакова, поняла, что театральная публика, это в принципе - моя аудитория. Читала там свои стихи, и зал ловил каждое слово, реагировал. Мои же постоянные поклонники слушают молча. А когда происходит обмен эмоциями это такой драйв. Еще с удовольствием ходила бы в филармонию на классическую музыку.

- То, что времени не хватает – понятно. Шутка сказать, У Вас с 1996 по 2008 год вышло 12 (!) альбомов.

- Точнее, в 1996 году появился первый студийный альбом. До этого времени мои песни существовали в концертных записях. Тот же альбом «Гора» вышел только на кассетах. Хотя я считаю его одной из самых ярких своих работ. Ведь мою музыку играли наши известные рок-музыканты. Дело даже не в том, что они знамениты. Главное, это действительно очень сильные и хорошие исполнители – Ян Николенко, музыканты группы «Танцы Минус» и многие другие. Каждый внес свой вклад. Мы использовали и компьютерное программирование, и много живых инструментов. Так что «замес» был хороший. А дальше я уже стала записывать песни без них. Правда, не могу сказать, что альбомы издавались большими тиражами. У меня тиражи и сейчас небольшие. Причем часть выпускаю сама, что, конечно, очень накладно.

- Запись альбомов, концерты, работа на ТВ… Когда успеваете писать новые песни?

- На творчество всегда находится время. Не всегда есть внутренний драйв, эмоция, нерв, который заставляет это делать. Потому что просто сесть и написать песню с «холодным носом» нельзя. Невозможно. Однако могу сказать, что иногда аппетит приходит во время еды. Понимаешь, что вроде бы песню и писать не из чего. Но только начнешь, и появится зацепка, а там уже все понеслось как ком. В итоге, рождается песня, хотя вроде бы и не было повода.

- В каком настроении Вы чувствуете драйв?

- Раньше, в период юношеского максимализма, страстей и отрицания меня все время в песнях тянуло на грусть. Писала про безответную любовь, со страданиями, находила нерв, груз безысходности, даже там, где его и не было. Сейчас это ушло, и я чаще всего пишу в  хорошем настроении. Не тогда, когда счастлива, а в нормальном, спокойном состоянии. Я сейчас пришла к тому, что чрезмерно грустно писать не стоит, хотя, поверьте, с возрастом понимаешь больше, и есть поводы для грусти, пусть и не личностного плана. Но я совершенно уверена в том, что не надо давить на людей. Умный человек всё сам понимает. Но легкая грусть у меня в песнях всегда есть и будет. Более того, я уверена, что людям, которые приходят ко мне на концерты, нужна такая лирика, с грустинкой. Да, у меня есть песни с юмором, но слушатели ждут другого. Знаете, мы с ними эмоционально близки. И в лирических песнях я могу ярче выразить свой внутренний, музыкальный мир, потому что музыка - эмоциональная часть песни. Где-то я не доскажу словом, но музыка, мелодия, всё с торицей восполнит.

- Если не секрет, где в основном пишете?

- Везде. Кстати, сейчас стала с удовольствием писать песни на заказ. Я понимаю, что уже давно перешла на профессиональный уровень. Если раньше было так: есть эмоция - написала, нет эмоции – не пишу, то сейчас, когда нужно написать песню, у меня появляется желание это сделать. И, еще не зная, из чего она «склеится», сажусь и пишу.

- То есть, с одной стороны, написание песен для Вас – настоящее творчество, а, с другой, ремесло, от которого получаете удовольствие?

- Написание песен – большая работа. Мне кажется, в каждом творчестве, кроме  вдохновения, есть огромная доля труда. Ведь после того, как песня написана, ее надо аранжировать, разложить, придумать, как преподнести, а перед концертом отрепетировать с музыкантами. И я должна пропеть песню неимоверное количество раз, потому что порой и мелодию меняю, и какие-то ноты, и слова. На слух чувствую, когда надо поменять даже правильное по смыслу слово. Оно ведь тоже несет звук. У меня многое написано на интуиции.

- Вы говорили, что музыка и текст - равнозначные величины. А что все-таки приходит в первую очередь, когда создаете песни?

- Сейчас начинаю с текста, а потом придумываю мелодию. Либо получается так – придумала фразу и уже слышу ее ритмику. Ведь в музыке очень важна ритмическая основа. А в песнях, которые у меня рождались изначально от музыки, меньше слова, они более музыкальны. В них я просто даю словесный намек. В общем, для меня сейчас правильнее «плясать» от слова.

- Елена, в Ваших песнях если и есть грусть, то она какая-то светлая. Это намеренный ход?

- Нет. У меня все совершенно органично. Просто с возрастом, я если и грущу, то светло, не уходя в дебри. В этом нет смысла. Есть в жизни радости и нужно ценить то, что имеешь. Зачем гневить Бога? Я действительно радуюсь жизни. Да, в ней достаточно трудностей, но если на этот мир посмотреть другими глазами, то видишь, например, природу и начинаешь восхищаться, многое понимать. Как мы вообще можем выпендриваться? Понятно, что жизнь тяжела, но мы сами во многом делаем ее тяжелой. Есть какие-то вещи, от которых не уйти – смерть близких людей, болезни – это трудно пережить, но это неизбежно и это часть жизни. Я считаю, что для глобальной грусти повода нет.

- А как поднимаете себе настроение?

-  Если мне грустно, я, конечно, грущу или стараюсь  возвращаться в детство. Где все было беззаботно и светло. Возвращаюсь в те моменты жизни, когда меня любили и ценили. Вообще, когда человек грустит или обижен, именно это, наверное, и вспоминается в первую очередь.

 

Продолжение следует…

 

Беседовал Алексей Журавлев

Фото из личного архива Елены Гудковой

 


Вернуться к списку Обсудить в гостевой книге

КОФЕЙНЫЕ НОВОСТИ

04 декабря 2015

«СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА 2015» взойдет с 5 по 6 декабря

Уже в ближайшие выходные в Санкт-Петербурге в восьмой раз пройдет Международный Кубок Бариста «Северная Звезда». Любителей кофе ждет настоящий кофейный марафон на территории арт-пространства Welcome loft (Невский пр., дом 48, 3-й этаж) – в течение двух дней все желающие смогут набллюдать за открытыми соревнованиями тех, кто сделал приготовление кофе своей профессией и частью жизни.


Подробнее...

25 октября 2015

В Театре Эстрады представят "Кабаре "Медведь"

Совсем скоро, 30 октября, на сцене Театра Эстрады зрители увидят, без преувеличения, уникальный спектакль "Кабаре "Медведь". Он познакомит с историей эстрадного жанра - от зарождения до современных реалий.


Подробнее...

08 октября 2015

Жанна д'Арк на сцене Театра Эстрады

Уже в ближайшую пятницу, 09 октября, в петербургском Театре Эстрады, зрители увидят удивительный по своей атмосфере и настроению спектакль "Легенда о Жанне д'Арк". 


Подробнее...

26 сентября 2015

«Два рояля» зазвучат в Театре Эстрады

Сегодня, 26 сентября, в Театре Эстрады имени Аркадия Райкина с концертной программой "ДВА РОЯЛЯ" выступит народный артист России, знаменитый джазовый музыкант и композитор Давид Голощекин.


Подробнее...

" preview=