На главную

Владимир Литвинов: "Я - персонаж в поисках автора". Часть I

После выхода на телеэкраны в перестроечное время фильма "Телохранитель", а чуть позже его продолжения ленты "Золото партии", Владимир Литвинов моментально взлетел на пик популярности.

С тех пор и по сей день он востребован, его узнают на улице, причем не только в родном Петербурге, но по всей России. И сегодня уже совсем трудно поверить, что в ЛГИТМиК наш сегодняшний собеседник поступил едва ли не по воле случая, придя в знаменитый ленинградский театральный ВУЗ в поисках себя и... свободы.

- Прекрасно осознавая, что не бывает абсолютной свободы, всегда, даже в советское время, искал ее. Я, может, и в артисты пошел, потому что, поступив до службы в армии в Ленинградский Политехнический Институт, быстро понял: в будущем меня ожидает какое-нибудь КБ или НИИ, где придется работать по строго определенному графику, от и до.

А актерская жизнь, как мне тогда казалось, при том государственном устройстве давала некую степень свободу. Несколько позже я убедился, что ошибся и на самом деле пришел в очень зависимую профессию. Ведь актер зависит от субъективной оценки режиссера, а сегодня еще и продюсера, от художественной политики театра или телеканала и т.д. Правда недавно я осознал, что даже в такой профессии умудрился прожить без начальников, хотя и пришлось за это кое-чем заплатить. А иначе как? И все же мне нравятся деревья одиноко стоящие в пространстве...

- Владимир Устинович, Ваша актерская судьба в основном связана с кино. А вот театральных ролей в Вашем багаже не так много. В какой момент для себя решили, что кино - это Ваше, а театр нет? И в чем причина такого выбора? Только ли в том, что в кино и свободы больше, и в финансовом плане во времена СССР ситуация в кино была лучше, чем в театре?

- Если говорить о финансовой ситуации, так в кино она во все времена была лучше, чем в театре. А что касается Вашего вопроса в целом, то я бы не стал настолько резко противопоставлять кино и театр.
Например, совсем недавно, будучи занятым в одном московском антрепризном спектакле, я выходил на сцену и четко понимал: театр - это совсем другой вид искусства нежели кино. Однако актеру очень полезно быть на сцене. Именно там многое шлифуется, там проявляешь свое профессиональное мастерство. Сцена - своего рода тренинг, и он обязательно нужен.

Правда в моей жизни так получилось, что те театры, в которых я в свое время работал, не давали мне материала, близкого моей индивидуальности. Кстати, большое счастье, если совпадает все - режиссер, материал, партнеры по сцене и индивидуальность актера. Тогда карьера, да и не только она, складывается великолепно, ведь актер получает возможность для самовыражения. Не секрет, что актерская профессия - это исполнительское искусство. Конечно, когда все удачно складывается, то исполнительское мастерство актера развивается, становится качественнее.
Потом, согласитесь, у каждого актера своя линия жизни. У кого-то она преимущественно связана с кино, а у кого-то с театром.

Кроме того, есть ведь не только служение на театре, как раньше говорили, но существуют еще и взаимоотношения с людьми, которые складываются так или иначе. И театр в этом смысле - особое сообщество.

У меня судьба сложилась иначе. Я, что называется, "сквозняком" прошел через несколько театров, но не в одном из них не получил адекватного внимания к моим способностям. Да и, честно говоря, вероятно, я не тот человек, который способен принести жертву ради искусства. Меня всегда, помимо профессии, интересовала сама жизнь во всех ее проявлениях - семья, дети, чтение книг, жизнь, в которой случаются встречи с огромным количеством людей, где бы не происходили эти встречи.
У итальянского драматурга Луиджи Пиранделло есть знаменитая пьеса "Шесть персонажей в поисках автора". Так вот я всегда остаюсь персонажем в поисках автора. А сильной потребности каждый вечер выходить на сцену у меня нет.

- Бытует мнение, что все актеры делятся на две категории - импровизаторов и тех, кто максимально четко следует сценарию и указаниям режиссера. Вы себя к какой категории причисляете?

- Я бы не делал таких жестких разграничений, хотя и понимаю, о чем Вы имеете в виду. Наверное, я, как человек неконфликтный по своей природе, стараюсь выполнить пожелания режиссера. Однако , признаюсь, это иногда противоречит моей природе. В итоге, я стараюсь, но все равно получается так, как получается.

Один театральный режиссер, с которым мы репетировали спектакль, сказал мне: "Знаешь, Володя, ты - нерепетируемый, поэтому играй, как хочешь". Повторюсь: я хочу и стремлюсь следовать пожеланиям режиссера в кино. А если говорить о театре, то выполню мизансцену, как нужно, но у меня все равно это выходит как-то по-своему. Не скрою, в студенческие годы я шалил, играл разные характерные роли, и это доставляло колоссальное удовольствие. Но с возрастом это у меня выветрилось. Где-то после 35-ти мне стало интересно выявлять себя в предлагаемых обстоятельствах. Может показаться, что в моих словах есть самоуверенность, эгоцентризм. Отнюдь.

Знаю, что есть актеры, которые прячутся за маски, а у меня, наоборот, всегда было желание вытащить себя. Например, если играю роль злодея, это не значит, что сразу хмурю брови и делаю страшное лицо. Порой, играю злодея одним взглядом, использую какие-то жизненные наблюдения за злодеями, которых видел в жизни, стараюсь почувствовать, понять мотивацию их поступков, что очень важно.
Давно известно: каждый человек себя оправдывает, и злодеи не исключение. Но у каждого из них своя корысть, свои определенные страсти - скажем, если такой человек был когда-то унижен, то у него возникает колоссальное желание унижать других. Будучи слабым, он хочет, пользуясь своим авторитетом, проявить силу. Именно это мне интересно.

Недавно встретились с одним человеком в Москве, поговорили, и в конце беседы он признался: "Мне нравится несколько ваших отрицательных персонажей, и я думал, что Вы такой же и в жизни, а оказывается, совсем другой. Для него это стало открытием, а для меня похвалой - значит, был убедительным.

- Неудивительно, ведь Ваши "злодеи" - не плоские, а "объемные", если так можно выразиться...

- Спасибо за лестную оценку моей работы. В жизни действительно видел приятных плохих людей. Я бы даже сказал, что они не просто приятные в общении, но происходят ситуации, в которых они себя проявляют так, что понимаешь - не дай Бог мне стать его врагом или просто перейти ему дорогу. И, наоборот, бывают люди - внешне хмурые и злобные, а внутри очень добрые и нежные. И когда с ними познакомишься поближе, понимаешь, насколько они замечательные, что нередко проявляется еще и в поступках.

Продолжение следует...

Текст: Алексей Журавлев

Фото: из личного архива Владмира Литвинова


Вернуться к списку Обсудить в гостевой книге

КОФЕЙНЫЕ НОВОСТИ

04 декабря 2015

«СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА 2015» взойдет с 5 по 6 декабря

Уже в ближайшие выходные в Санкт-Петербурге в восьмой раз пройдет Международный Кубок Бариста «Северная Звезда». Любителей кофе ждет настоящий кофейный марафон на территории арт-пространства Welcome loft (Невский пр., дом 48, 3-й этаж) – в течение двух дней все желающие смогут набллюдать за открытыми соревнованиями тех, кто сделал приготовление кофе своей профессией и частью жизни.


Подробнее...

25 октября 2015

В Театре Эстрады представят "Кабаре "Медведь"

Совсем скоро, 30 октября, на сцене Театра Эстрады зрители увидят, без преувеличения, уникальный спектакль "Кабаре "Медведь". Он познакомит с историей эстрадного жанра - от зарождения до современных реалий.


Подробнее...

08 октября 2015

Жанна д'Арк на сцене Театра Эстрады

Уже в ближайшую пятницу, 09 октября, в петербургском Театре Эстрады, зрители увидят удивительный по своей атмосфере и настроению спектакль "Легенда о Жанне д'Арк". 


Подробнее...

26 сентября 2015

«Два рояля» зазвучат в Театре Эстрады

Сегодня, 26 сентября, в Театре Эстрады имени Аркадия Райкина с концертной программой "ДВА РОЯЛЯ" выступит народный артист России, знаменитый джазовый музыкант и композитор Давид Голощекин.


Подробнее...

" preview=